Игра не на шутку. Почему люди причиняют себе боль и получают от этого удовольствие

Исследовательница мазохизма Ли Коварт — о том, почему люди ищут боли в сексе и какие черты личности раскрывает мазохистский опыт.

Игра не на шутку. Почему люди причиняют себе боль и получают от этого удовольствие
AliExpress WW

Импринт «ЛЁД» выпустил книгу исследовательницы мазохизма Ли Коварт «Боль так приятна. Наука и культура болезненных удовольствий». Автор, мазохистка с большим стажем, на основе собственного опыта, а также интервью с учеными, фетишистами и кинкстерами рассказывает, как боль может приносить наслаждение и что лежит в основе табуированных человеческих желаний. Публикуем фрагмент из главы, посвященной причинам, по которым люди хотят боли и начинают практиковать БДСМ.

По данным Международной ассоциации по изучению боли (IASP), официальное определение боли — «неприятное сенсорное переживание, связанное с фактическим или потенциальным повреждением тканей или напоминающее его». Они добавляют, что боль и ноцицепция — разные понятия, что люди узнают о понятии боли через жизненный опыт и что боль — всегда (подчеркнуто) личный опыт, на который влияют биологические, психологические и социальные факторы. Проще говоря, боль — не просто нервное возбуждение. Каждый узнает о ней по-своему, и контекст решает все. Это определение довольно новое: оно было сформулировано в июле 2020 года, всего за несколько месяцев до написания этой главы. Только подумайте: значение настолько универсального понятия для человека все еще обсуждается исследователями. Далекое от тавтологического определения боли как «чего-то, что причиняет боль», определение IASP стремится отразить туманность, присущую пониманию и демаркации боли, и в то же время охватить все разнообразие опыта, связанного с ней.

В целом мне это определение нравится. Оно размашистое, экспансивное. В нем есть место для способов, которыми я чувствовала боль раньше, будь то намеренно или иначе, и оно верно в осторожных, инклюзивных рассуждениях. Они не говорят, что боль — нечто плохое, и я это ценю, ведь не все так просто. Боль не может противопоставляться удовольствию. На сайте эти два понятия не являются полярными. Скорее, это конкуренты, сообщники, усилители и гасители. Исследователи не говорят, что боль вызвана вредом, потому что это не всегда так. И они не считают, что вред всегда вызывает боль, потому что это не всегда так. Мне нравится четкое определение для столь запутанного понятия. Оно заставляет задуматься над некоторыми из моих любимых вопросов. Что значит намеренно причинять себе боль? И почему так много людей делают это ради удовольствия?

В конце концов, я не полностью разобралась в этом вопросе. По-моему, любой, кто скажет вам, что знает ответ, в лучшем случае излишне самоуверен и узко мыслит. У меня нет четкого ответа — потому что его вообще нет. Во всяком случае, пока нет. Эта книга — не нравоучительный текст. Я не собираюсь давать строгие наставления относительно вашей жизни, тела, выбора или чувств. Хочу лишь сказать следующее: как только я заметила в себе склонность и удовольствие от определенных видов боли, я заметила их повсюду.

Люди испытывают боль примерно столько же, сколько существуют. Я не прошу вас судить об этом. Просто предлагаю в качестве примера подумать о том, что культивировать любопытство по отношению к собственной боли может быть полезно. И если кому-то интересно узнать о боли — с кем лучше поговорить, как не с профессионалом в сфере БДСМ?

— Мир садомазохизма огромен, и он представляет собой невероятную возможность нажать все те кнопки, которые вам говорили никогда не трогать, а затем подумать, как их нажать этично и ответственно, — говорит профессиональный доминант (и тренер доминантов/ сабмиссивов) Мистер КПВ. — В рамках согласия, при условии определенных договоренностей, мастерства и понимания безопасности ответственные кинкстеры могут научиться правильно нажимать на кнопки в реальности в рамках своих отношений.

За два десятилетия работы сексуальным педагогом Мистер снова и снова убеждался в силе кинка для расширения понимания и углубления связи между партнерами, «хотя это не всегда ясный или позитивный процесс для всех, все может радикально отличаться!».

Мистер — один из почти в плохом смысле одаренных людей: наглый, развязный, харизматичный и искренний. Это слишком! Я лично была свидетелем того, как в его присутствии тают люди. Если и хочется поковыряться в чьем-то мозгу, то его мозг — один из лучших вариантов. Будучи преподавателем сексуальности/гендерной идентичности, инструктором по БДСМ-навыкам и безопасности, а также артистом перформанса, Мистер посвятил немало времени исследованию боли ради удовольствия. Итак, по его профессиональному мнению, что же привлекает людей?

— Одна из самых шокирующих и вдохновляющих вещей, которые я узнал, когда впервые начал исследовать желание мазохистского опыта: мое тело, разум и сердце оказались намного сильнее, чем мне рассказывали, — говорит Мистер.

По его словам, как транссексуалу, выросшему в теле женщины, которая позже стала небинарной, опыт в БДСМ помог лучше понять себя и дал более безопасный способ сделать это.

Обучение возникновения боли «по запросу» показало Мистеру, как много эмоциональной, психологической, духовной и ориентированной на идентичность боли он уже испытывает не по согласию в своей повседневной жизни, что заставило его пересмотреть свои взгляды. Опыт в БДСМ указал на определенную внутреннюю стойкость, которая, возможно, не была очевидна сразу.

— Я начал яснее видеть, к какой устойчивости я уже привык, и стало легче определять более естественные границы по сравнению с тем, что меня учили принимать.

Новые концепции игры и ощущений в БДСМ принесли ему ясность, как и мне, как и многим другим.

— Я увидел границы своей психики и свой потенциал более ясно, чем в те годы, что предшествовали этому «извращенному» погружению в разврат.

Необходимо познавать себя эмпирически, а не основывать интимные представления о себе на ожидаемых социальных стандартах. Для Мистера, для меня и для многих других БДСМ предоставляет пространство для игры и обучения.

Но каково наблюдать за последствиями садистского опыта? Я всегда знала, что Мистер внимательный наблюдатель.

Иногда боль очень громкая. А иногда ее принимают тихо. Может произойти физическое освобождение, глубинное отпускание, которое иногда может выглядеть как эйфория и даже сопровождаться смехом. Многие люди следуют за реакциями, которые сменяют друг друга; они то напрягаются, то расслабляются, по мере того как болезненные стимулы приходят и уходят. Есть люди, которые отключаются или, наоборот, становятся очень бдительными. Одни умоляют прекратить боль, используя все, кроме стоп-слова; другие могут занять другую позицию, подзадоривая доминирующего грубыми насмешками.

— Иногда процесс переживания ощущений выглядит как американские горки интенсивных эмоций, они выплескиваются, человек может быть красноречивым, опьяненным или стоиком.

Это может выглядеть спокойно, как оцепенение, пропитанный адреналином мир сабспейса.

— Есть много способов наслаждаться, переживать, проживать и приветствовать боль и много причин, чтобы привнести исследование этой концепции (и реальности) в ваши отношения или жизнь.

Нет единого способа принять боль, так же как нет единого способа ее почувствовать. Мне нравится бесконечное разнообразие мазохизма, и я думаю, что почти все эти описания можно применить как к кикбоксеру во время изнурительной тренировки, так и к человеку, идущему за Вимом Хофом по склону замерзшей горы без рубашки. Я думаю, это отражает что-то истинное и изменчивое в человеческом опыте с преднамеренной болью, и мне всегда будет интересно узнать все причины, по которым люди делают это.

БДСМ — конечно, не новость. Например, до индустриализации и урбанизации на Западе в 1800-х годах БДСМ был уделом либо религиозных и культурных движений (таких как Луперкалия или религиозные флагелланты), либо богатой элиты, у которой было личное пространство и средства, чтобы предаваться фантазиям. Наверняка и у других жителей Запада были подобные желания, но их было сложнее реализовать по обоюдному согласию. Большие семьи и изнурительная работа не способствовали приятным занятиям. Кроме того, сохранились скудные записи о жизни простолюдинов в это время, поэтому кажется, что большинство актов БДСМ вне королевской семьи и религиозной общины в Средние века утеряны для истории.

Однако. На протяжении всей античной и средневековой истории повсеместны телесные наказания. Сцены физического насилия над заключенными, крепостными и скотом привычны для большинства людей. Кнут был общепризнанным символом власти. Позднее в обиход вошло бичевание детей в школах и работников в цехах. Разделение власти было явным, у всех на виду. Поэтому для людей не составило большого психологического труда фетишизировать подобные действия.

В конце XVIII века в Англии (и Голландии) и в XIX веке в большей части континентальной Европы наблюдался подъем капитализма, урбанизация и разрушение традиционных больших семей. Люди (в основном мужчины) переезжали в город, жили анонимно, и от них не ожидали, что они вступят в брак и начнут воспитывать детей так рано. У людей (тоже в основном мужчин) впервые появились чрезмерные доходы, особенно среди недавно появившихся среднего и буржуазного классов. В газетах начали публиковать различные объявления личного характера, чтобы люди могли найти единомышленников. Квири кинки-субъекты могли находить друг друга, а примерно сто лет спустя Интернет еще упростил этот процесс. Занятия, связанные с современным БДСМ, существуют уже тысячи лет, но это все еще не дает ответа на вопрос, почему.

Ученые изучают этот вопрос. Исследования БДСМ (аббревиатура, обозначающая бондаж/дисциплину, доминирование/подчинение и садизм/мазохизм) все еще несколько ограниченны, хотя есть признаки того, что ситуация меняется. В последнее время появилось много новых работ на эту тему, их большая часть была использована для этой главы, в частности обзор современной литературы по БДСМ за 2019 год «Физическая боль как удовольствие: Теоретическая перспектива». Эта работа была опубликована в Journal of Sex и проведена в университете Британской Колумбии, она представляет собой большой, широкий взгляд на вопросы о том, почему люди испытывают боль ради удовольствия. Исследователи изучали причины, по которым люди хотят боли в контексте БДСМ по обоюдному согласию (должна отметить, это излишняя фраза: БДСМ не по обоюдному согласию — это не БДСМ, а насилие). Они обнаружили, что многие из причин связаны с желанием подчинения, контрастных ощущений и достижения удовольствия. В моих интервью с людьми, которые идентифицируют себя как мазохисты и специально экспериментируют с болью, эти тенденции также были очевидны. Ниже приведены лишь некоторые из распространенных ответов, которые я получала много лет, на вопрос, почему люди это делают и что они от этого получают.

Очень популярной причиной включения боли в секс является то, что она может усилить чувство беспомощности и подчинения, а значит, игру во власть. Боль может ощущаться как подарок тому, кто ее причиняет, и тогда выносливость становится испытанием преданности. Отказ от контроля — такой же мощный афродизиак, как и овладение другим, а боль, безусловно, быстро приводит к этим границам.

Как сказал мне Джеймс, «единственный раз я плакал во взрослом возрасте, когда меня пороли до потери сознания. Для меня это о доверии». Боль ведет к подчинению, которое ведет к катарсису.

Еще одна популярная причина желания боли заключается в том, что она создает контрастные ощущения, усиливающие удовольствие. Удовольствие все время — конечно, звучит приятно, но немного боли может действительно усилить оба ощущения, как соль в сиропе сладкой карамели. Многим людям очень интересно быть на грани, прикосновения полны возможностей. То, что любой нежный поцелуй в шею может превратиться в укус, поддерживает возбуждение, как будто на стороне есть немного безопасной опасности.

Другие мазохисты и игроки в боль называют главной привлекательной чертой вызов, связанный с терпением, стремясь к достижениям в процессе игры. Выдержав испытание, даже если оно нанесено самому себе, можно воспитать в себе гордость. Я, конечно, испытываю дополнительное блаженство и оцепенение после сессии, если чувствую, что мне было больнее, чем обычно, а все мои балетные воспоминания загораются, как пыльный коммутатор. У тех, кто несет в себе культурное послание о том, что страдание — это ценность, будь то мученик, балерина или любитель острого перца, преднамеренная боль может вызвать восхитительное чувство удовлетворения. Как сказал мне один человек, для них это испытание границ, которое приводит к сдаче и освобождению, и это путешествие приносит им глубокое удовлетворение.

Но это лишь некоторые из причин, которые были названы в исследованиях, которые я изучала. Есть много других причин, чтобы возжелать боли. Например, часто люди просто хотят отвлечься. В других случаях эти же люди могут поступать наоборот, пытаясь четко проработать чувства, от которых им так необходимо освободиться. (Я действую и так, и так.) Люди говорят, что боль — это способ получить разрядку, избавиться от запертой энергии, перевести фокус внимания, выработать в мозгу наркотики, улучшающие самочувствие. (Да, пожалуйста.)

Некоторые люди говорят, что им нравится более формализованная структура сессий, она помогает уменьшить тревогу и больше присутствовать в моменте. Другим нравится табу. Некоторых успокаивает боль. Другие говорят, что боль им просто приятна. Для кого-то неприятные ощущения стоят последующего кайфа. Некоторые делают это, чтобы почувствовать близость с партнером. Или лучше узнать себя. Или попробовать что-то новое. Или просто потому, что это доставляет им удовольствие. Все эти причины пересекаются. Как я уже говорила, это восхитительный хаос.

Возможно, для меня захватывающее исследование боли по обоюдному согласию — способ восстановления. Перепрошивка. В жизни я пережила много разной боли, и возможно, я пытаюсь переписать эти истории. Может быть, я хочу страдать и слушать, какая я хорошая, одаренная, исключительная, вместо того чтобы какой-то маленький, потный англичанин кричал, как жалко и отвратительно выглядит мое мягкое тело.

Может быть, я хочу, чтобы любимый человек говорил извращенные слова о моем теле, трахал меня кулаком, плевал мне на лицо и заставлял меня кончать раз за разом на полу, чтобы воспоминания об этих словах скользили по моим бедрам, пока я хихикаю, порозовевшая и блаженная.

Может быть, я хочу не чувствовать себя недееспособной из-за формы тела, а чтобы кто-то избил меня до потери сознания, чтобы я могла почувствовать себя сильной, неудержимой, стойкой, выносливой перед лицом страха, обиды и боли. Может быть, природа, воспитание и балет — все это вместе приучило мой мозг любить такое. Может быть, многие другие вещи, которые я еще не открыла. Может быть, это что-то совсем другое.

Я имею в виду, мы можем анализировать это целыми днями и придумывать бесконечные теории, но независимо от этого, верны две вещи: я могу думать о происхождении моих желаний, исследуя их потенциальные первопричины и рассматривая их через аналитическую линзу: моя киска мокнет, когда мокнет, и мне нравится то, что мне нравится.

Читайте также

Когда мучительно приятно

Во время сессии с партнером, с которым нас объединяют годы сексуального насилия по обоюдному согласию, я не думаю о теории. Я не задаюсь вопросом, почему я такая, и не думаю: «Привет, сейчас время проработки травмы». Я этого не делаю. Вместо этого получаю удар по лицу, а затем испытываю несколько оргазмов подряд. Меня приматывают к другому человеку, подвешивают к потолку и сильно бьют, пока от меня не начнет нести возбуждением и страхом. Я падаю в лужу слез, мочи и крови, кончаю и улыбаюсь, как лабрадор, а потом возвращаюсь в дом, перекусываю, принимаю душ и прижимаюсь к нему, чтобы обнять — и может быть, потом, с такой задницей, что не могу сидеть прямо, я подумаю: «Хм-м-м. Интересно, как я докатилась до такой жизни?»

Я писала этот текст, потому что хотела понять, почему я такая, почему мы такие. И какой ответ я нашла, многие годы проводя подробные исследования, бесчисленные интервью, прочитав десятки книг и заметок, сотни документов, учебников, пособий, писем, слушая тихие разговоры в закоулках баров и ведя переписку по электронной почте поздно ночью и в бесконечных социальных сетях? Ответ таков: понятия не имею, но нас много.