Канадские сектанты, нигерийские экоактивистки и американские хиппи. 7 историй обнаженного протеста последнего столетия

Канадские духоборы-свободники бежали от репрессий из Российской империи и тут же начали бороться с канадским правительством. История десятилетий их борьбы против государства — в материале Марии Хайкиной.

Канадские сектанты, нигерийские экоактивистки и американские хиппи. 7 историй обнаженного протеста последнего столетия
AliExpress WW

Что, как не обнаженное женское тело, способно привлечь внимание общественности и взбудоражить не только воображение и ум обывателей, но и правящую верхушку вместе с крупнейшими СМИ? Иногда нагота — способ привлечь внимание к социальным или политическим проблемам, а иногда она сама по себе является целью протеста. Об истории голого протеста — в материале Марии Хайкиной.

18+

Самой первой формой такого обнаженного протеста, запечатленной во времени и известной каждому школьнику, стал протоперформанс леди Годивы, которая, предположительно, жила в XII веке в Ковентри.

Известна легенда о девушке, которая проехала обнаженной на лошади по улицам города, чтобы снизить налоги для жителей, ведь такое условие поставил ей муж: «Если тебе так дороги эти люди — поезжай голой по улицам».

Но легенда также гласит, что люди были предупреждены, а потому в этот день никто не выходил из дома. Такая форма открытого протеста со стороны женщины Средневековья увековечила ее на полотнах.

Войцех Коссак, «Леди Годива». Источник

Возвращаясь к реальности, можно сказать, что как раз таки присутствие людей должно сделать любой протест успешным.

Духоборы и протесты в Канаде

«Свободники», или «Сыны свободы» (анг. Freedomite, рус. «Фридомит»), начинались как небольшое радикальное движение в Канаде в начале XX века, направленное на возрождение веры, восстановление традиционных духовных ценностей и протест против обучения детей в школах и актов гражданского состояния (например, гражданства и продажи земли). Свободники были отколом от эмигрировавших в Канаду духоборов.

Духоборам более двухсот лет, и, как любое неканоническое религиозное учение, время от времени они подвергались притеснениям и гонениям со стороны государства. Всплески протестов у духоборов случались и в России, на территории Закавказья. Там они отказывались от военной службы, а гонения на них выливались в восстания.

Голый протест духоборов против воинской повинности в 1985 году. Источник

После эмиграции в Канаду среди духоборов произошел раскол: часть приняла идею о частной собственности в Канаде и, получив участки земли, начала жить отдельно, постепенно ассимилируясь с обществом. Другие остались верны своим религиозным убеждениям и остались в общине.

У них не было проблем с властями до 1920-х, когда внезапно загорелись школы. Было сожжено одиннадцать школ, виновных не нашли, но обстановка между общинами и властями накалилась, поскольку последние знали об отношении свободников к обучению детей. Люди, согласные на обучение детей с 12 лет, после поджогов и обвинений стали отказываться отдавать детей в школы, считая, что образование их развращает. Власти решили принять меры и начали конфисковать имущество.

Позже духовный лидер Петр Васильевич Веригин был взорван в вагоне, что только ухудшило их взаимоотношения. Это убийство не раскрыто до сих пор.

Журнал, посвященный движению духоборов (Doukhobour Heritage), пишет:

«В 1930-х, в разгар Великой депрессии и экономического кризиса, общину начали покидать люди в поисках новых мест работы и попыток прокормить себя. Ситуация достигла пика в 1932 году, когда община насильственно изгнала около 200 человек. Они направились в Бриллиант, центр всех христианских общин. По пути к ним присоединялись другие духоборы, желавшие помочь изгнанным из своих домов людям. Свободники не добрались до Бриллианта, их остановила полиция. В знак протеста женщины и мужчины разделись, за что были схвачены и отвезены в тюрьму Нельсона».

Среди нескольких сотен духоборов стихийно нарастали протесты против накопившихся обид, лишений и несогласий.

В конце концов, правительство Британской Колумбии выделило остров Пирс в Тихом океане, где около 900 человек были приговорены к трем годам лишения свободы за нудизм.

История протестов духоборов продолжилась в 1950-х и 1970-х, она известна поджогами своего и чужого имущества. В ответ на это в 1959 году правительство приняло решение изымать детей и помещать их в интернаты в Нью-Денвере — в такие школы обычно отправляли детей коренных народов. Сегодня эти школы считаются одной из самых мрачных страниц канадской истории.

Сейчас на территории Канады насчитывается около 20 000 активных свободников.

Женская война в Восточной Нигерии

Африканские женщины на протяжении нескольких поколений используют свое обнаженное тело как мощную форму протеста. Замужним женщинам и матерям традиционно запрещено обнажаться, а их тела в обществе почитают, считая сакральными. У народов игбо и йоруба обнаженность приравнивается к проклятию. Если мать хочет проклясть своего сына или жена своего мужа, они раздеваются: «Вот откуда берется жизнь. Своими действиями я аннулирую твою жизнь» (из журнала Международных женских исследований (Journal of International Women’s Studies)).

В политическом контексте это означает готовность умереть за свое дело. Такой громкий обнаженный протест в XX веке случился во время «Женской войны в Восточной Нигерии» в 1929 году.

Более сотни обнаженных и полуголых женщин выходили на улицы в городах Калабара и Абы. Протестуя против жестокой колониальной политики и навязанных стандартов западных властей, они шли только с венками на головах, а их талия и ноги были опоясаны травой.

Из воспоминаний английского лейтенанта:

«Я начал говорить женщинам, чтобы они не шумели. Они не обратили на меня внимания, сказали, что я сын свиньи, а не женщины…. Они называли солдат свиньями… и им было наплевать, перережут ли солдаты им глотки».

Из журнала о «женской безопасности» (1325, women peace security)

Стоит упомянуть, что исторически в Африке нагота матерей и бабушек является тактикой «пристыжения» мужчин. Обнажение женщин символизирует их полную силу и мощь, в то время как окружающие мужчины представляют их больше пассивными, слабыми и стыдливыми.

Почти все эти женщины были ранены или убиты в ходе протестов, но это не смогло их ни остановить, ни устрашить.

В 1930-х члены союза женщин Abeoluta Women’s Union на юго-западе Нигерии выходили полуголыми в знак протеста против политических действий в Абеокуте.

8 июля 2002 года около 600 полуодетых или вовсе обнаженных женщин вышли на улицы юго-востока Нигерии.

Они протестовали против нефтяных корпораций, в особенности Chevron Texaco (крупнейшая энергетическая компания США), ведь в результате разливов нефти земля и вода были загрязнены, а жизнь в общинах ухудшалась с каждым днем. К тому же действующие на территории Африки транснациональные компании не заботятся о том, чтобы предоставлять рабочие места местному населению.

Женщины из племени йоруба. Источник

Их действия привели к мирным переговорам с компанией, которая согласилась помочь сельским женщинам в выделении рабочих мест для жителей, в том числе предоставить общинам школы, больницы и системы водо- и электроснабжения.

В условиях глобализации эти женщины противопоставляют свои тела крупнейшим американским компаниям, коррупции и насилию, однако даже в их собственных странах такие попытки улучшить положение могут отвергаться как глупые и тщетные.

В 2007 году этот вид протеста использовался в штате Экити на юго-западе Нигерии. Местные политические выборы завершились без обнародования официальных данных. В знак протеста обнаженные женщины, в основном пожилые, вышли на улицы, чтобы бросить вызов политической верхушке, намеренно задерживающей результаты публикации.

Несмотря на то что женщинам приходится прибегать к нарушению традиционных для них табу, это помогает высказывать и реализовать свои желания, что является основой демократического государства. Власть Нигерии вынуждают идти на сотрудничество с народом, потому что люди не собираются молчать. Ни сейчас, ни в будущем.

Полин Опанго

Личность этой храброй женщины, казалось бы, выпала из общественной памяти, в отличие от ее мужа  Патриса Лумумбы, первого премьер-министра Демократической Республики Конго, лидера Движения сопротивления.

1960-е, в Республике Конго бушует мощнейший кризис, поддерживаемый двумя крупнейшими державами — США и СССР. В серии гражданских войн погибло свыше 100 000 человек, и одним из них был Патрис Лумумба.

17 января 1961 года, в возрасте 35 лет, он был насильно задержан, жестоко избит и подвергнут пыткам. Его казнили сепаратисты штата Катанга и бельгийские офицеры той же ночью, а позже расчленили и растворили останки в серной кислоте. Официальных заявлений сделано не было, и власти считали, что могут усмирить народ рассказами об исчезновении премьера.

Но жену они усмирить не смогли. Полин была третьей женой Патриса, они выросли в одной деревне. Ей было 23 года, она родила ему четверых детей и была активной соратницей в борьбе за независимость, несмотря на отсутствие образования. Они сидели вместе в машине, когда сепаратисты вытащили его, избили и увезли в неизвестном направлении. Назад его уже не вернули.

О смерти мужа она услышала по радио.

Оплакивая убийство Патриса, в День святого Валентина, 14 февраля 1961 года, она возглавила марш протеста, выйдя на улицы африканских кварталов с обнаженной грудью в сопровождении более 100 последователей своего покойного мужа. Процессия направилась к штаб-квартире ООН. Маленького сына женщина держала на руках.

Полин Опанго, «Утренняя вдова Лумумба в Леопольдвилле». Источник

Полин требовала расследования и содействия ООН в расследовании убийства, поддержки независимости и поиска тела, но Моиз Чомбе, лидер сепаратистов, отказался это сделать, а в ООН остались глухи к ее просьбам.

Под угрозой преследования она бежала в лагерь для беженцев, а затем в Египет. Жила в Европе и вернулась в Конго после того, как Патрис Лумумба был признан национальным героем. Прожила до конца жизни в ДРК, скончавшись 23 декабря 2014 года в возрасте 78 лет.

Протесты в Европе 1960-х, сексуальная революция

Шестидесятые дали мощнейший толчок к студенческим бунтам, взорвавшим мировой порядок и перевернувшим представление о студенчестве навсегда. Университеты превратились в политическую аудиторию, в сцену, на которой до сих происходят и формируются социально-протестные процессы.

«Секс без стыда и чувства вины сделает человека полностью счастливым», — так считал сподвижник Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх.

Студенческое движение берет начало в ранних 1960-х, даже поздних 1950-х, когда предшествующие события нашли свое выражение в социальном протесте и политическом активизме: волнения в Польше, революции в Венгрии 1956 года, американские протесты против войны во Вьетнаме 1965-го, чехословацкие события 1968-го, майские протесты 1968-го во Франции.

В результате митингов и демонстраций против войны во Вьетнаме появилось движение хиппи. Не стоит считать, что 1960-е — это исключительно время хиппи, однако именно они первыми признали весь сложный комплекс существующих чувственных отношений между людьми, в который вплетаются социальные, расовые и этические отношения. Безусловное принятие — их базовый и главный тезис, без которого всё движение было бы бессмысленным.

Хиппи на фестивале, «Лето любви», 1969 год. Источник

Молодежь с удовольствием уходила на улицы из теплых домов, не желая работать за деньги и еду, чтобы раз в десять лет позволить себе поменять машину. Они были сыты «потребительской философией», которую взращивали капиталистические государства после войн.

Средний возраст хиппи — от 15 до 25 лет. В основном они были белыми американцами из среднего класса, которые не работали без крайней необходимости, не ходили в церковь и свободно участвовали в сексуальных действиях.

Несмотря на различия мировоззрений в группах, все они стремились продвигать идею мира. Музыкальные шоу, мирные митинги, сидячие забастовки, уличные театры, свободная мода и голое тело, которое они могли использовать для сексуального удовольствия, — инструменты, которыми они пользовались.

Вудсток, или Вудстокская ярмарка музыки и искусств, стал одним из самых знаменитых и культовых рок-фестивалей, ознаменовав собой конец «эры хиппи» и начала второй сексуальной революции.

За три дня, с 15 по 18 августа 1969 года, его посетили свыше 500 тысяч человек. И здесь были самые топовые исполнители: The Who, Creedence Clearwater Revival, Jefferson Airplaine, The Band, Боб Дилан. The Beatles и Кит Ричардс, смешавшиеся с толпой.

Вудсток стал символом свободы. Люди раздевались на пляжах, разрисовывали свои тела цветами, танцевали голыми в толпе, занимались сексом, употребляли запрещенные вещества. Это был идеал рок-фестиваля, на котором молодые люди могли делать всё, что им хочется, вне зоны морали и контроля государства, и при этом обойтись без арестов, давок и смертей.

Вудсток, 1969 год. Источник

Сексуальная революция 1960-х стала ответом нового поколения 1940-х и 1950-х на укоренившиеся общественные идеалы, которые ему уже не подходили. Это был ответ на табуирование и подавление сексуальных тем обществом и государством, на изобретение и общедоступность противозачаточных средств и антибиотиков для лечения заболеваний, передающихся половым путем. Всё это создало плацдарм для развития нового свободномыслящего поколения, настроенного более либерально.

Мужчины и женщины стремились изменить институт брака, внедряя новые институты открытого брака, обмена партнерами, свингования и совместного секса.

Здесь были новые Адам и Ева в лице Йоко Оно и Джона Леннона с обнаженными перформансами. Свингующий Лондон, когда женщины разгуливали в мини-юбках. Девушки, которые снимали нижнее белье во время протеста против бюстгальтеров возле универмага в Сан-Франциско в 1969 году. Playboy с основателем Хью Хефнером, летчиком из Чикаго, со ставшими знаменитыми девушками-зайчиками. Эротические постеры к фильмам Энди Уорхола 1969 года.

Несмотря на все свои крайности и противоречия, сексуальная революция стала не только одним из символов раскрепощения и высвобождения внутреннего «я» человека, его желаний и инстинктов, но и проложила дорогу к следованию гуманистическим ценностям в межполовых отношениях и сексуальных практиках.

Афиша фильма «Плоть» Пола Моррисси, спродюсированного Энди Уорхолом. Источник

Студенческие антивоенные протесты с новой силой вспыхнули 9 мая 1970 года — после того как президент Ричард Никсон расширил свое влияние во Вьетнаме, вторгшись в Камбоджу, и Национальная полиция застрелила четырех студентов мятежного Кентского университета.

Более 500 кампусов объявили забастовку. Они выступали против произвола властей и против войны. Тысячи студентов находились в Отражающем бассейне у Мемориала Линкольна в Вашингтоне. Многие из них были раздеты или обнажены по пояс.

Вскоре полиция начала выгонять их из воды, что привело к агрессивным столкновениям. Многие получили ранения и были арестованы.

Молодая женщина в Отражающем бассейне, 1970 год. Источник

Протесты против полицейского произвола в Индии

«Какая польза от одежды? Ты можешь раздеть меня, но как ты сможешь вновь одеть меня? Ты мужчина?»

Махасвета Деви, журнал Outlook

Танджам Манорама (1970–2004) — женщина из штата Манипур, Индия. 10 июля 2004 года ее забрали из дома «Ассамские стрелки». Ей предъявили недоказанные обвинения в том, что она связана с Народно-освободительной армией Манипура (запрещенная организация в Индии). На следующее утро ее изрешеченный пулями труп был найден в поле, а медицинская экспертиза заключила, что Танджам была изнасилована и зверски убита.

В течение нескольких месяцев «Ассамские стрелки» говорили, что Танджам была капралом повстанцев, вела войну и готовила самодельные взрывные устройства. Они рассказали о том, что предъявили семье протокол, взяв девушку под стражу, а после собирались передать в полицейский участок. При попытке к бегству они дали очередь в воздух, а затем по ее ногам, что и привело к смерти.

Семья дала другие показания: около восьми мужчин ворвались ночью в дом, угрожая оружием. Танджам вышла из своей комнаты, ее связали и выволокли на улицу. В течение нескольких минут семья наблюдала за избиением девушки (при наличии нескольких мужчин в семье), а затем ее увезли в неизвестном направлении.

Через два часа ее тело было найдено в нескольких километрах от дома. На ногах Танджам не было ни одного огнестрельного ранения.

Неспособность правительства опубликовать отчет об убийстве и взять ответственность за содеянное привела к массовым протестам в Манипуре и Дели. Около 30 женщин прошли голыми в штаб «Ассамских стрелков». 12 из них разделись перед дворцом Кангла.

Они кричали: «Армия Индии, изнасилуй нас! Убей нас!», «Все мы матери Маноромы. Давайте, изнасилуйте нас, ублюдки!»

Женщины оставили волосы распущенными в знак траура. Некоторые из них были в тапочках, остальные шли босиком. Все они соблюдали пост и молились перед тем, как ринуться в эту женскую войну.

Когда новость о ее смерти стала достоянием общественности, организация гражданского права потребовала показать ее тело. Многие женщины пришли в ужас от ее увечий и того, какой жестокостью было отмечено тело Танджам: ножевые ранения на теле и огнестрельные на половых органах.

Мужчины и женщины шествовали по улицам, проводя и мирные, и агрессивные протесты, требуя отменить закон «О вооруженных силах» (AFSPA), который является актом 1958 года, предоставляющим особые полномочия индийским вооруженным силам, но это ни к чему не привело. Только в начале 2012 года Комитет правосудия принял меры по пересмотру AFSPA, которые могли бы помочь в сокращении насилия по отношению к женщинам.

В декабре 2014 года Верховный суд Индии обязал правительство выплатить компенсацию семье Манорамы в размере миллиона рупий.

Протестующие женщины в Индии, 2004 год. Источник

Протест против гендерного насилия в Буэнос-Айресе

Поскольку преобладающие нормы в большинстве современных стран предписывают носить одежду в общественных местах (о чем буквально кричат резонансные посты о том, как матери кормят младенцев на улицах или в ресторанах), обнаженные тела могут использоваться даже в самых прогрессивных государствах. Они привлекают к себе внимание СМИ, что в век информационной доступности является решающим фактором в создании резонанса.

«Многие активистки используют обнаженный протест как перформанс, когда политический протест неразрывно связан с искусством. Это не агрессивное столкновение, но и оно может спровоцировать насильственные реакции со стороны государства, поскольку открыто выражает оппозиционное мнение. Такие действия подчеркивают диалог между властью и людьми, показывая тонкую грань между властью, уязвимостью, неповиновением и риском быть арестованными или даже избитыми», — говорит исследовательница и докторша наук Барбара Саттон.

Такой перформанс произошел в Буэнос-Айресе. Демонстрантки-феминистки провели его, чтобы показать свою позицию по отношению к гендерному насилию в столице.

Демонстрируя транспарант «Женоубийство [фемицид] — это геноцид» (Femicide is Genocide), 30 мая 2017 года женщины устроили акцию перед главными демократическими институтами страны: парламентом, президентским дворцом и Высшим судом Аргентины.

Под саундтрек струнного квартета женщины медленно сняли с себя одежду и собрались вокруг баннера, прежде чем одновременно рухнуть на землю, создавая безжизненную груду тел.

Протест в Буэнос-Айресе, 2017 год. Источник

Активистка в громкоговоритель объявила, что происходящее лишь доказывает существующую проблему, ведь люди в пальто и свитерах всего лишь фотографировали девушек, не пытаясь им помочь, проявить внимание или поинтересоваться происходящим.

Акция закончилась тем, что женщины встали и начали медленно приближаться к своей аудитории, сопровождая флешмоб гневными выкриками.

В 2016 году женщин, протестовавших против насилия, было около 130. По данным аргентинской газеты La Nacion, в апреле почти ежедневно совершалось насилие над женщинами.

Одной из жертв стала 21-летняя студентка и активистка Микаэла Гарсия, чей предполагаемый убийца Себастьян Хосе Луис Вагнер был заключен в тюрьму на девять лет в 2012 году после изнасилования двух женщин, однако был освобожден досрочно в 2016-м, незадолго до убийства Микаэлы.

Протесты 2016 года возобновились после изнасилования и убийства тремя мужчинами 16-летней Люсии Перес.

Украинское протестное движение FEMEN

FEMEN — радикальная феминистская группа, целью которой является защита прав женщин. Она стала всемирно известной благодаря организации спорных обнаженных протестов против секс-туризма, сексизма, гомофобии, нацизма и других социально значимых тем.

Лидером в 2008 году стала Анна Гуцол, в движении состоят молодые девушки. Всего их около 200–300 человек.

Первоначально FEMEN привлекли к себе внимание демонстрацией в откровенной одежде 21 сентября 2008 года перед посольством Турции, когда участницы были одеты в откровенные наряды медсестер. В День независимости Украины Оксана Шачко вышла обнаженной. Этот жест стал визитной карточкой организации до 2010 года, когда Шачко обнажилась возле запертого туалета в ходе демонстрации и протеста против отсутствия общественных туалетов в Киеве.

«Сначала мы стремились просто достучаться, но когда увидели страх в глазах очень властных мужчин, то поняли, что голая грудь — мощное орудие. Кроме того, topless символизирует для нас мирный, ненасильственный протест — обнаженной женщине точно негде прятать оружие. А именно в таком виде наши активистки часто идут против вооруженных представителей власти», — рассказала Анна Гуцол в интервью «Нашей газете» в 2014 году.

Акция в Сеуле, 2018 год. Источник

Участницы организации провели многочисленные протесты. 19 мая 2018 года женщины собрались в Сеуле и устроили акцию протеста против незаконной видеосъемки (процент преступников, виновных в сокрытии камер в сексуальных целях, — 98% мужчин, 2% женщин). Это была крупнейшая демонстрация феминисток, собравшая более 10 000 женщин. Они обвинили Корею в женоненавистничестве, выкрикивая лозунги: «Если у вас есть пенис, то вы не виновны, а если нет, то виноваты» и «Когда мужчина становится жертвой скрытых камер, вы видите это в новостях, — когда женщина становится жертвой скрытых камер, то ты видишь это на порносайтах».

FEMEN подвергается критике не только за свою организацию и возможное спонсирование, но и за методы, которые намного ближе к саморекламе, чем к действенному политическому протесту.

В феврале 2013 года Джоанна Рогозинская (Национальный демократический фонд) заявила, что «существует мало свидетельств того, что какие-либо протесты FEMEN оказали значительное влияние», и назвала решение FEMEN создать отделения за пределами Украины «в лучшем случае неискренним и, честно говоря, несколько трусливым».

Поп-феминизм, по мнению Джоанны, отвлекает СМИ и финансы от действительно важных и работающих на благо женщин организаций.

Заключение

Обнаженная форма протеста может быть связана с особым риском, особенно в сольном исполнении: полиция, а в некоторых западных странах и конная полиция, может нанести увечья. Но независимо от желания женщины, она не может полностью контролировать интерпретацию, которую общество или СМИ припишут голому выступлению.

Реакция на голое женское и мужское тело в патриархальном обществе различны. В первом случае соскальзывание от наготы к сексуализации, объективации, насилию и демонстрации слабости и уязвимости всегда возможно и происходит достаточно быстро. Во втором это больше будет говорить о силе и маскулинности. Если обнажение мужчины происходит через издевательства и пытки, то это унижает его достоинство до приравнивания к женщине, ведь именно на это рассчитано подавление.

С одной стороны, женщины позволяют разорвать привычный контекст благодаря своей наготе. Их политические действия могут подтачивать господствующие представления. С другой, переизбыток сексуальных образов в СМИ и подача журналистов может лишь подчеркнуть в глазах общественности, что обнаженное тело — единственный инструмент, который может использовать женщина, заявляя о своем неудобстве и своих правах.